ПУТЬ К

ПРАВОСЛАВИЮ

ПУТЬ К ПРАВОСЛАВИЮ - ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОДОСИЙ КАВКАЗСКИЙ

ПРЕПОДОБНЫЙ

ФЕОДОСИЙ

КАВКАЗСКИЙ

| ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОДОСИЙ КАВКАЗСКИЙ | ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ФЕОДОСИЯ КАВКАЗСКОГО | ЧУДОТВОРЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО ФЕОДОСИЯ КАВКАЗСКОГО | МОЛИТВА ПРЕПОДОБНОМУ ФЕОДОСИЮ КАВКАЗСКОМУ | АКАФИСТ ПРЕПОДОБНОМУ ФЕОДОСИЮ КАВКАЗСКОМУ | ПРАВОСЛАВИЕ НА РУСИ | РУССКОЕ СТАРЧЕСТВО | РУССКИЕ ЮРОДИВЫЕ | КРЕЩЕНИЕ РУСИ | ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОДОСИЙ КАВКАЗСКИЙ |

ГЛАВНАЯЖИТИЕМОЛИТВААКАФИСТОБ АВТОРАХ  
Найти: на

РУССКИЕ ЮРОДИВЫЕ

Никто не обольщай самого себя.

Если кто из вас думает быть мудрым

в веке сем, тот будь безумным, чтобы

быть мудрым. Ибо мудрость мира сего

есть безумие перед Богом...

1 Кор. 3.18 - 19

 

На дурака у Бога милости многого.

Русская пословицы

из собрания В. И. Даля

     Известно, что в Древней Руси словами "урод" ("оурод"), "юрод" часто называли человека недалёкого ума, глупца. Но так называли и тех, которые были "безумны Христа ради" (1 Кор. 4.10) - христианских подвижников особого рода. Согласно христианским представлениям, юродивые подражали Христу поруганному, терпящему насмешки и издевательства толпы. Их религиозный подвиг состоял в том, что они с наибольшей последовательностью отвергали всякое мирское попечение - о доме, семье, труде, о подчинении власти и правилам общественного приличия. Отрицание "мира" доходило в юродстве до полного пренебрежения к собственной плоти и крайнего самоунижения.

     Юродство зародилось на христианском Востоке в IV в. Первым известным русским юродивым стал инок Киево-Печерского монастыря Исакий (умер в 1090 г.). "Он же, - сообщает монах-летописец, - не желая славы человеческой, начал юродствовать и пакостить стал то игумену, то братии, то мирянам, так что некоторые и били его". Своими "пакостями" Исакий, видимо, намеренно навлекал на себя побои и ругань, уподобляясь поруганному Христу, говорящему: "Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел" (Ин. 15.18).

     В христианском понимании юродивый свят особой, неотминой силой духа, дарованной ему свыше для одоления поношений и тягот мира сего. Подтверждая наличие такой силы у Исакия, летописец пишет о чудесах, явленных юродивым. Однажды "разжёг он печку в избушке у пещеры, и когда разгорелась печь, заполыхал огонь через щели, ибо была она ветхой. И не было чем заложить щели, и встал на огнь ногами босыми, и простоял на огне, пока не прогорела печь, и тогда слез... И многое другое рассказывали о нём, а иному я сам очевидцем был".

     Юродивые обычно не обращали внимание на свой внешний вид, потому их легко можно было узнать по рваному рубищу или наготе. Они в буквальном смысле следовали словам Иисуса: "Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться" (Мф. 6.25). Так, Максим Юродивый, популярный в XV в., любил говаривать: "Хоть люта зима, да сладок рай", бегал раздетым по зимним московским улицам. Безрассудное по нормам здравого смысла пренебрежение самыми элементарными средствами человеческого самосохранения - одеждой, жильём, трудом ради пропитания - означало для окружающих, что юродивый целиком сосредоточен на заботах о душе и всецело вверил в себя Божественному попечению.

     У "безумной" наготы юродивого был и иной смысл. Отсутствие стеснённости общественными нормами выявляло окружающим готовность "безумца" к разоблачению не только себя, но и мира, с которого он срывал покровы лжи. В "безумии" юродивых часто сквозило обличение. Известно, что московский юродивый Василий (1469-1557 или 1559), получивший прозвище Блаженный, безбоязненно обличал пороки царя и его окружения. Согласно преданию, псковский юродивый Никола предложил Ивану Грозному, подошедшему в 1570 г. к городу с войсками, кусок кровоточащего мяса - это было страшным обвинением царя в кровожадности ("А нет греха есть столько людского мяса, сколько уже съел?" - будто бы спросил Никола царя).

     Случалось, юродивые терпели насмешки и притеснения толпы, нередко на них изливались неприязнь церковной и светской властей. Однако в народе юродивые вызывали чувство благоговейного уважения, а власти, умеряя гнев, их опасливо терпели. В русской православной среде юродивых почитали как "Божиих людей", "блаженненьких", на которых лежит особая Божественная благодать. "Голеньких ох, а за голеньким Бог" - как говорит русская пословица. Средневековые русские источники упоминают около 50 имён юродивых; некоторые из них после смерти были признаны Церковью святыми.

     Начиная с царствования Петра I юродивые подвергались на Руси беспощадным гонениям со стороны официальных властей. Их число уменьшилось, и роль в общественной религиозной жизни значительно снизилась. Однако вплоть до конца XX столетия юродивый был характерной фигурой в русской православной среде.


Сайт управляется системой uCoz