РУССКИЕ ЮРОДИВЫЕ
Никто не обольщай самого
себя.
Если кто из вас думает быть
мудрым
в веке сем, тот будь
безумным, чтобы
быть мудрым. Ибо мудрость
мира сего
есть безумие перед Богом...
1 Кор. 3.18 - 19
На дурака у Бога милости
многого.
Русская пословицы
из собрания В. И. Даля
Известно, что в Древней Руси словами "урод" ("оурод"), "юрод" часто
называли человека недалёкого ума, глупца. Но так называли и тех, которые
были "безумны Христа ради" (1 Кор. 4.10) - христианских подвижников
особого рода. Согласно христианским представлениям, юродивые подражали
Христу поруганному, терпящему насмешки и издевательства толпы. Их
религиозный подвиг состоял в том, что они с наибольшей
последовательностью отвергали всякое мирское попечение - о доме, семье,
труде, о подчинении власти и правилам общественного приличия. Отрицание
"мира" доходило в юродстве до полного пренебрежения к собственной плоти
и крайнего самоунижения.
Юродство зародилось на христианском Востоке в IV
в. Первым известным русским юродивым стал инок Киево-Печерского
монастыря Исакий (умер в 1090 г.). "Он же, - сообщает монах-летописец, -
не желая славы человеческой, начал юродствовать и пакостить стал то
игумену, то братии, то мирянам, так что некоторые и били его". Своими
"пакостями" Исакий, видимо, намеренно навлекал на себя побои и ругань,
уподобляясь поруганному Христу, говорящему: "Если мир вас ненавидит,
знайте, что Меня прежде вас возненавидел" (Ин. 15.18).
В
христианском понимании юродивый свят особой, неотминой силой духа,
дарованной ему свыше для одоления поношений и тягот мира сего.
Подтверждая наличие такой силы у Исакия, летописец пишет о чудесах,
явленных юродивым. Однажды "разжёг он печку в избушке у пещеры, и когда
разгорелась печь, заполыхал огонь через щели, ибо была она ветхой. И не
было чем заложить щели, и встал на огнь ногами босыми, и простоял на
огне, пока не прогорела печь, и тогда слез... И многое другое
рассказывали о нём, а иному я сам очевидцем был".
Юродивые обычно не обращали внимание на свой внешний вид, потому их
легко можно было узнать по рваному рубищу или наготе. Они в буквальном
смысле следовали словам Иисуса: "Посему говорю вам: не заботьтесь для
души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться"
(Мф. 6.25). Так, Максим Юродивый, популярный в XV
в., любил говаривать: "Хоть люта зима, да сладок рай", бегал
раздетым по зимним московским улицам. Безрассудное по нормам здравого
смысла пренебрежение самыми элементарными средствами человеческого
самосохранения - одеждой, жильём, трудом ради пропитания - означало для
окружающих, что юродивый целиком сосредоточен на заботах о душе и
всецело вверил в себя Божественному попечению.
У
"безумной" наготы юродивого был и иной смысл. Отсутствие стеснённости
общественными нормами выявляло окружающим готовность "безумца" к
разоблачению не только себя, но и мира, с которого он срывал покровы
лжи. В "безумии" юродивых часто сквозило обличение. Известно, что
московский юродивый Василий (1469-1557 или 1559), получивший прозвище
Блаженный, безбоязненно обличал пороки царя и его окружения. Согласно
преданию, псковский юродивый Никола предложил Ивану Грозному,
подошедшему в 1570 г. к городу с войсками, кусок кровоточащего мяса -
это было страшным обвинением царя в кровожадности ("А нет греха есть
столько людского мяса, сколько уже съел?" - будто бы спросил Никола
царя).
Случалось, юродивые терпели насмешки и притеснения толпы, нередко на них
изливались неприязнь церковной и светской властей. Однако в народе
юродивые вызывали чувство благоговейного уважения, а власти, умеряя
гнев, их опасливо терпели. В русской православной среде юродивых
почитали как "Божиих людей", "блаженненьких", на которых лежит особая
Божественная благодать. "Голеньких ох, а за голеньким Бог" - как говорит
русская пословица. Средневековые русские источники упоминают около 50
имён юродивых; некоторые из них после смерти были признаны Церковью
святыми.
Начиная с царствования Петра I юродивые
подвергались на Руси беспощадным гонениям со стороны официальных
властей. Их число уменьшилось, и роль в общественной религиозной жизни
значительно снизилась. Однако вплоть до конца XX
столетия юродивый был характерной фигурой в русской православной
среде.
|