ПУТЬ К

ПРАВОСЛАВИЮ

ПУТЬ К ПРАВОСЛАВИЮ - ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОДОСИЙ КАВКАЗСКИЙ

ПРЕПОДОБНЫЙ

ФЕОДОСИЙ

КАВКАЗСКИЙ

| ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОДОСИЙ КАВКАЗСКИЙ | ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ФЕОДОСИЯ КАВКАЗСКОГО | ЧУДОТВОРЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО ФЕОДОСИЯ КАВКАЗСКОГО | МОЛИТВА ПРЕПОДОБНОМУ ФЕОДОСИЮ КАВКАЗСКОМУ | АКАФИСТ ПРЕПОДОБНОМУ ФЕОДОСИЮ КАВКАЗСКОМУ | ПРАВОСЛАВИЕ НА РУСИ | РУССКОЕ СТАРЧЕСТВО | РУССКИЕ ЮРОДИВЫЕ | КРЕЩЕНИЕ РУСИ | ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОДОСИЙ КАВКАЗСКИЙ |

ГЛАВНАЯЖИТИЕМОЛИТВААКАФИСТОБ АВТОРАХ  
Найти: на

РУССКОЕ СТАРЧЕСТВО

     Старчество процветало в древних сирийских, египетских и палестинских монастырях, впоследствии развивалось на Афоне, откуда и было перенесено в Россию. Прямых указаний на существование и характер старческого служения на Руси до XIV- XV вв. почти не сохранилось, за исключением нескольких косвенных упоминаний. Из них можно заключить, что такое явление в Русской Церкви существовало. В XIII - XV столетиях, когда Русь из-за монгольского нашествия потеряла связь с христианским Востоком, традиции старчества были почти забыты.

     В конце XVIII в. старец Паисий Величковский возродил старчество в Молдавии, а затем через учеников и в России. Он приобрёл опыт молитвенного подвига на Афоне, где не прекращалась связь с древними традициями, и передал ученикам-монахам. Они разошлись по монастырям России, со временем стали великими учителями-подвижниками и превратили монастыри в центры мистического аскетизма и религиозного просвещения.

     Старчество возникло и развивалось в связи с исихазмом, аскетическим обучением монахов "Единению с Богом". Сведения о духовном делании передавались в виде получения в поколение.

     С самого возникновения монашества ушедший  от мира подвижник ставил себе целью достижение "обожения" в земной жизни. В этом ему мог помочь старец, духовный отец. Старцами являлись сильные духом и опытом подвижники, строгие аскеты-созерцатели, глубоко знавшие все подводные течения, мели и бездонные пропасти, встречающиеся на пути духовного возрастания христианина. Старец, прошедший школу трезвения (ясность духовного зрения, смирение, отсутствие мирских настроений и мечтаний) и умно-сердечной молитвы, постигший в совершенстве духовно-психические законы, становился способным руководить и другими иноками на их духовном пути. Главной и единственной особенностью старца была его святость, проявлявшаяся в сверхъестественных дарованиях исцелений и провидения - пророчеств относительно частной жизни людей и исторических перемен в судьбе всего народа. Дар пророчества, исцеления болезней, воскрешения мёртвых, а подчас и власть над силами природы требовали соблюдать строжайшее смирение, так что часто старец запрещал рассказывать о происходящих чудесах.

     На Руси старцы пользовались большим авторитетом, поэтому к ним как воплощению беспредельной сострадательной любви стекались монахи из разных обителей, священники и миряне. После смерти старцев обычно собирались свидетельства о поразительных случаях их прозорливости (способность предвидеть будущее), которые его духовные дети испытали на себе.

     Свидетельства, собранные о старцах, говорят, что им открываются не только поступки людей, но и помыслы: намерения, надежды, желания и даже случайные мысли. Старцы учили, как быть, если человеком овладевает желание, если приходят негативные мысли, как очиститься и возвысить душу к Горнему.

     Но, пожалую, наиболее ценным старческим даром была способность возжигать веру в сердцах людей. В устных поучениях старцев, записанных их духовными детьми, можно найти неисчерпаемый источник мудрости, веры и удивительных прозрений.

     По многочисленным свидетельствам верующих, предавшие себя всецело водительству (руководству) истинного старца испытывают особое чувство радости и свободы. Напротив, лжестарец заслоняет собой Бога, что вызывает чувство глубокого уныния.

     Среди старцев были выходцы из различных слоёв русского общества: крестьяне, мещане, духовенство, военное и купеческое сословия, дворяне. Иногда старцами становились люди, принадлежавшие к высшей аристократии. Существует легенда, что старец-отшельник Фёдор Кузьмич, скончавшийся в середине XIX столетия в Сибири, был не кем иным, как императором Александром I. Несмотря на то что эта историческая загадка имеет много сторонников, до сих пор нет подлинных свидетельств, проливающих на неё свет.

     Старчество считалось особым родом святости и могло быть присуще и монаху (даже без священнической степени, например о. Варнава Гефсиманский), и епископу (о. Игнатий Брянчанинов), и священнику (о. Иоанн Кронштадтский). Старчествовать могли и женщины - они назывались старицами.

     В начале и на пртяжении всего XIX столетия главными центрами распространения в России старчества были северные монастыри - на Соловках и Валааме, в Вологде и Новгороде, в Санкт-Петербурге.

     Старчество получило в России такое широкое распространение, что только перечисление самых известных старцев и обителей России, где старчество процветало, могли бы занять сотни страниц. К сожалению, русская религиозная история не сохранила имён малоизвестных старцев, чья жизнь во Христе спасла и спасает многих людей.


Сайт управляется системой uCoz